В Министерстве промышленности и торговли РФ сегодня заявляют о том, что у государства осталось около пяти тысяч утилизационных сертификатов, ожидающих своих владельцев. После того как они будут розданы, программа утилизации старых автомобилей, стартовавшая в России 8 марта 2010 года, будет полностью свернута.
Всего за год покупателям новых автомобилей, принявшим участие в программе, было выдано 500 тысяч свидетельств об утилизации. Благодаря ее внедрению российский автопром смог «выжить» (в буквальном смысле), когда страну «накрыл» финансовый кризис, и вновь пойти в рост по итогам первых месяцев 2011 года. По статистике, утилизационная программа с момента ее ввода в строй обеспечила около 16% российского авторынка (другая значительная его часть приходится на реализацию государственной программы субсидированных ставок по автокредитам).
Пяти тысяч утилизационных сертификатов в лучшем случае хватит на несколько недель. Однако, в Минпромторге считают, что говорить о полном свертывании программы утилизации можно будет в середине лета, когда будут реализованы 30-40 тысяч свидетельств, аннулированных у потребителей вследствие их отказа от участия в программе. Они вновь поступят на реализацию и, по словам руководителя автомобильного департамента Минпромторга Алексея Рахманова, закончатся в июле-августе 2011 года.
Что будет после того, как программа утилизации старых автомобилей будет свернута? Рассчитывать на то, что российский авторынок полностью восстановился после кризиса и, начиная с этого года, будет расти такими же темпами как и до него, не приходится. Автолюбителям из России также не стоит надеяться на то, что правительство пересмотрит свое отношение к ввозным пошлинам и, снизив их, вновь даст юридическим и частным лицам возможность ввозить в больших количествах подержанные автомобили из Германии, США и других стран.
В Минпромторге уже заявили о формировании новой концепции, которая поможет поддержать отечественный автопром в ближайшие годы. Судя по всему, она поможет запустить в 2012 году очередную программу утилизации старых автомобилей, но только по новым правилам, которые сейчас прорабатываются в Правительстве РФ. Кроме того, Минпромторг по-прежнему анонсирует появление в ближайшем будущем в России аналога утилизационной программы, распространяющейся на грузовые автомобили и автобусы.